Новости Конференции

Безопасность цепей поставок в условиях экономического кризиса

19 июня в рамках Кейс-конференции пройдет сессия “Безопасность в цепях поставок”. В ходе сессии будут представлены аналитика, решения и тренды в обеспечении безопасности логистики. Илья Смоленцев, Советник по безопасности, RIFT Advisory International выступит с докладом “Как обеспечить безопасность грузоперевозок в условиях экономического кризиса”.

Международный опыт развивающихся стран свидетельствует: в условиях резкого снижения экономической активности  и ВВП в стране стремительно растет уровень преступности, в том числе кражи грузов. К сожалению, исходя из текущих прогнозов, России предстоит непростой этап, который повлечет снижение покупательской способности населения и замедление спроса. Но при этих неблагоприятных факторах потребность населения в жизненно важных товарах и предметах останется. Как эта потребность будет удовлетворяться и какие риски будут сопровождать цепи поставок производителей и ритейла на этом этапе развития страны? 

Очевидно, нужно готовить себя к негативному сценарию и  принимать меры по минимизации воздействия криминальных угроз и снижения рисков в товарных цепочках и грузоперевозках. Внедрение системы менеджмента и стандартов безопасности на основе объективной оценки рисков - единственный способ противостоять нарастающим угрозам.

Приходится признать, что в России большинство руководителей предприятий и компаний традиционно привыкло считать логистику и перевозки как затратную статью расходов, которая помимо самих затрат несет в себе риски. Учитывая, что эффективность, устойчивость и безопасность цепь поставок  выступает конкурентным преимуществом компании в нынешних жестких условиях, изменение ошибочной парадигмы затрат неизбежно. В ходе  выступления Илья поделится опытом создания системы управления безопасностью логистики в крупных международных компаниях и расскажет о новых решениях и возможностях в этой области в России. 

Всё больше международных компаний внедряют в свои процессы стандарты TAPA - Transported Asset Protection Association (Ассоциация по Защите Перевозимых Грузов (англ.)). Ассоциация включает в себя более 600 ведущих мировых производителей и поставщиков транспортных и логистических услуг с общим ежегодным объемом продаж более 900 млрд. долларов США.  

Стандарты ТАПА включают в себя регламенты, определяющие меры безопасности на основных этапах движения товарно-материальных ценностей:

FSR - Facility Security Requirements (Регламент безопасности складов)

TSR - Trucking Security Requirements (Регламент безопасности перевозок)

PSR - Parking Security Requirements (Требования к грузовым стоянкам)

Начиная с 2018 года стандарты ТАПА стали внедряться и в России. Членами ТАПА уже стали несколько крупных российских компаний из области ритейла и логистики. В 2019 году ТАПА провела два официальных тренинга по стандартам FSR и TSR. В апреле 2020 г. по стандарту PSR сертифицировано несколько грузовых стоянок. В сентябре этого года пройдут очередные тренинги по стандартам на русском языке в онлайн режиме. Однако хотелось бы, чтобы внедрение передовых международных практик шло немного быстрее. Илья поделится опытом работы со стандартами ТАПА и даст необходимые рекомендации по эффективному внедрению стандартов. 

Другой аспект, который специалисты  SCM упускают из виду - процесс оценки рисков при перевозках. Оценка рисков позволяет правильно расставить приоритеты и организовать систему безопасности перевозок с оптимальными затратами. 

В России компании, где проводится полноценная, объективная оценка рисков можно пересчитать по пальцам. И дело даже не в том, что у бизнеса не хватает компетенций в этой области. Проблема состоит в отсутствии в отрасли исходных данных о криминальных угрозах  в области грузоперевозок. При оценке рисков в цепях поставок, встает вопрос, из чего исходить при оценке угроз для отдельной категории груза, каков масштаб проблемы, где сосредоточены криминальные зоны, какими методами действуют преступники для хищения грузов и как количественно оценить риски. К сожалению, официальная статистика не даёт ответов на эти вопросы.

К счастью, в России появляются инициативы, которые направлены на объединение усилий отрасли, сбор и анализ данных об инцидентах, связанных с полной или частичной утратой грузов, выявлению зон риска и опасных участков маршрута. В своём выступлении Илья также остановится на новых проектах в этой области.